КЛАССИФИКАЦИЯ ОРНАМЕНТОВ СЕМИЛОПАСТНЫХ ВИСОЧНЫХ КОЛЕЦ МОСКОВСКОГО ТИПА И ПРОБЛЕМА ИХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Институт археологии РАН, Москва (nkrenre@mail.ru)
Семь человек изучали семилопастные височные кольца московского типа – В.И. Сизов (1895), А.В. Арциховский (1930), Б.А. Рыбаков (1948),
Т.В. Равдина (1968, 1978), Т.И. Макарова (Макарова, Равдина, 1992), И.Е. Зайцева и Т.Г. Сарачева (2011).
Задача по описанию основной хронологической канвы развития этого типа украшений была в результате успешно решена, а вот при историко-этнической интерпретации височных колец исследователи пришли к противоположным заключениям.
Т.В. Равдина, сделавшая больше всех в изучении этой категории украшений, выявила эффективные хронологические маркеры, в том числе два типа орнамента, которым украшалась верхняя часть лопастей. Таким образом, по орнаменту предлагалось разделять весь массив украшений на две хронологические группы.
Более детальная хронологическая атрибуция велась по признакам формы и размеров.
Т.И. Макарова совместно с Т.В. Равдиной провели скрупулезный анализ “дополнительных” орнаментов на кольцах, выявили две основные традиции и сделали тонкие наблюдения, касающиеся предполагаемых мастерских и мест производства. Однако “основной орнамент” на щитках не был рассмотрен с такой тщательностью.
На это обратили внимание в своей монографии И.Е. Зайцева и Т.Г. Сарачева.
Задача настоящей работы – продолжить изучение основного и дополнительного орнаментов на семилопастных височных кольцах с двоякой целью выявления: более дробных хронологических стадий развития орнамента; локальных традиций, не зависевших сильно от времени.
Конечно, “сверхзадача” заключается в достижении понимания этнической сути (если таковая была) данного яркого украшения.
Классификация орнамента семилопастных височных колец.
При классификации использовались следующие понятия, описывающие отдельные элементы орнамента:
1) линия; 2) полоса (пространство, ограниченное двумя параллельными линиями), может быть заштрихована или не заштрихована; 3) фестоны (треугольные либо полукруглые, направленные вниз и вверх, заштрихованные и не заштрихованные), опирающиеся на полосу; 4) фестоны, висящие/опирающиеся на линию (в тех случаях, когда основания треугольников примыкают к линии, а не к полосе);
5) сегмент, месяц (фигуры, образованные линиями или полосами на щитке); 6) дополнительная линия (линия, прочерченная параллельно полосе); 7) заштрихованная полоса, заходящая на зубчики (имеются в виду зубчики, выступающие вверх над щитком); 8) арочки (полукружия орнаментальной полосы или линии, заходящие своими концами на
лопасти).
Прежде чем перейти к описанию выделенных типов и хронологических стадий, необходимо сделать общие замечания относительно “логики” их
эволюции и развития орнамента.
Видимо еще в IX в. произошло разветвление линии развития лучевых колец на две группы/традиции (Шинаков, 1980. Рис. 2).
Одна “ветка” (группа “А” по Е.А. Шинакову) сохраняла архаичную
форму внутренних зубчиков (в виде треугольников, обращенных вверх), а концы лучей декорировались тремя шариками зерни. Эта линия развития завершилась в XI в. кольцами типа деснинские/сельцо.
Вторая “ветка” (группа “В” по Е.А. Шинакову) отличалась тем, что концы внутренних зубчиков на кольцах стали украшаться шариками зерни. В результате форма внутренних зубчиков постепенно эволюционировала и они превратились в продолговатые выступы. Концы лучей этих колец украшались одним шариком зерни. Этот шарик, постепенно “расплывшись”, превратил лучи в лопасти. Эта линия развития завершилась в XIII в. кольцами московского типа.
Таким образом, височные кольца типа деснинские/сельцо можно считать “двоюродными”, но не прямыми “родственниками” лучелопастным кольцам московского типа.
На лучевых кольцах X в. орнаментальными средствами передавалась исходная круглая форма основы кольца. Верхняя часть кольца – дужка – практически не менялась, а нижняя часть кольца имитировалась орнаментальными средствами. На щитке изображалась двойная дуга. Причем эти дуги могли быть как гладкими, так и выглядеть как
сочетание гладкой и зерненной. Зерненная дуга переросла в заштрихованные полосы более поздних колец. Линия развития этого элемента орнамента – постепенный уход от формы исходной двойной
дуги. Две ее составляющие постепенно “раздвигались” друг от друга.
Вначале между дугами возник небольшой “просвет” (зачаточный щиток), затем дуги раздвинулись еще больше и образовали “молодой месяц”. В процессе дальнейшего развития месяц “рос” и превратился в полукруг/сегмент.
На щитках лучевых колец X в. под двойными дугами имелись полукруглые фестоны. Эти полукруглые фестоны постепенно на лопастных кольцах преобразовались в треугольные фестоны, а затем в
“арочки”.
На основании наблюдений над вышеописанными изменениями орнамента можно выделить несколько относительных хронологических стадий. “Привязки” этих стадий к календарной хронологии не вполне точны.
В качестве реперов были приняты следующие факты:
1) совместное нахождение лучелопастных колец и колец типа деснинские/сельцо в могильнике Шейки вместе с монетами второй
половины XI в. (Равдина, 1988. С. 129);
2) находки развитых лопастных колец московского типа в культурном слое Великого Новгорода в ярусе, датированном 1197–1224 гг. (Седова, 1981. С. 4, 13);
3) предполагаемое прекращение производства височных колец во второй половине XIII в., возможно, в результате татаро-монгольского нашествия.
Примерно равная длительность хронологических стадий, описанных далее, также условна.
Однако в настоящее время более точные данные отсутствуют.
Хронологические стадии выделяются по следующим признакам (рис. 1). СТАДИЯ 1.
На щитке дугообразные линия и заштрихованная полоса (две полосы), расположенные вплотную или почти вплотную друг к другу, появляются треугольные фестоны. Датировка 1050–1080 гг. по набору вещей
и монетам из могильника Шейка.
СТАДИЯ 2. Полосы (или линия и полоса) постепенно расходятся, между ними образуется пустое пространство щитка в виде “молодого месяца”,
треугольные фестоны становятся непременным атрибутом. Датировка 1080–1120 гг.
СТАДИЯ 3. Полосы раздвигаются еще больше, образуя пустое пространство щитка наподобие “зрелого месяца”. Фестоны, как правило, треугольной формы и двойные. Появляются заштрихованные
треугольные фестоны. Отдельные производители сохраняют архаичную традицию фестонов полукруглой формы. Датировка 1120–1150 гг.
СТАДИЯ 4. Верхняя заштрихованная полоса выпрямляется (как и спинка щитка), теперь две полосы образуют фигуру в виде сегмента (редко сохраняется форма месяца). Фестоны обычно штрихуются, возникают дополнительные линии-арочки, заходящие на лопасти. Датировка 1150–1190 гг. Появляются первые дополнительные орнаменты на щитках – “лоза”.
СТАДИЯ 5. Заштрихованные полосы на щитке образуют фигуру в виде сегмента (редко сохраняется форма месяца), повсеместно распространены
заштрихованные арочки. Развиваются элементы дополнительного орнамента на лопастях и щитке: “три/четыре точки”, ромбы, свастики, “книжный узор”, растительные мотивы. Имеется датировка по
дендрошкале Новгорода 1197–1224 гг.
СТАДИЯ 6. Появляются различные новые элементы основного орнамента. Линия дополняет заштрихованные арочки, полоса идет каймой по лопасти,
на щитке дополнительная заштрихованная полоса. Датировка 1220–1250 (?) гг.
Сравнение орнаментов, нанесенных на кольца разных хронологических стадий, показало, что можно выделить три “традиции” (рис. 2–4) орнаментального оформления именно верхней части щитка (характер оформления верхнего участка щитка под зубчиками).
Эти традиции оформления верхней части щитка “не реагируют” или почти не
реагируют на время. Кольца трех традиций соблюдают общие закономерности эволюции формы (что означает наличие тесных контактов производителей разных традиций).
Нужно отметить, что есть кольца, у которых верхний ярус орнамента под зубчиками пропущен или почти не виден, как на некоторых ранних кольцах традиции 2 (рис. 3, 1, 3). По публикациям об этом трудно судить, так как авторы иллюстраций могли допустить погрешность.
Выделены следующие признаки орнаментальных традиций.
ТРАДИЦИЯ 1 – под зубчиками ломаная одинарная или двойная линия, следующая контуру зубчиков (рис. 2). На ранних лучевых кольцах деснинского типа хорошо видно, что ломаная линия дублирует контур зубчиков. Эта традиция очень древняя, начинается не позднее XI в., но лучелопастные кольца данной традиции, относящиеся к хронологической стадии 1, пока не найдены (древнейший пример традиции – лишь кольца деснинского типа).
ТРАДИЦИЯ 2 – под зубчиками треугольные фестоны вершинами вверх, которые появляются не позднее последней четверти XI в.
ТРАДИЦИЯ 3 – под зубчиками заштрихованная полоса, заходящая на них, появляется не позднее конца XI – начала XII в. на второй хронологической стадии развитии орнамента.
Традиция 1 условно названа “архаичной”, наиболее ранний пример – кольцо из могильника Хотяжи, которое можно отнести по орнаменту к первой
хронологической стадии. Орнамент традиции 1 отмечен на кольцах (использованы данные картотеки, составленной Т.В. Равдиной) развитых морфологических типов из курганов на Москве-реке (Биостанции МГУ, Горышкино 1), памятников на р. Рожайка (Мещерское, Ивино), в верховьях Пахры (Конаково), а также на Верхней Оке (Серенск, Бельково), Жиздре (Войлово), Угре (раскопки В.И. Сизова), правобережье Оки (Дятлово, Кривишино), в верховьях Упы (г. Болохово) и Дона (Бобрик-Гора, Устье 2,
Видимо это какая-то особая группа (?) мастерских, которые пронесли почти
без изменений через всю линию развития формы и орнаментации колец один архаичный признак, восходящий к XI в. В целом география перечисленных выше находок указывает на южный регион. Вероятно эти кольца где-то здесь производились. Трудно решить, где – на Рожайке, в Верхнем Поочье или Верхнем Дону?
Традиция 2 (рис. 3) представлена кольцами, у которых в верхней части щитка под зубчиками были треугольные фестоны, обращенные вверх. Судя
по форме, эти кольца происходят от лучелопастных. Выявлены на городище Слободка на р. Навля (Никольская, 1987. Рис. 65, 10). Близкие по форме
украшения найдены в Верхнем Поочье, особенно в северной части региона (городище Акиньшино, Доброе, Слободка 2, Леоново, Кохановка, Старая
Рязань). Кольца с родственным, но несколько более развитым орнаментом известны в верхнеокском регионе, в том числе особенно на р. Угра (Ступеньки, Желанье, Климово, Бочарово, Слевидово), проникают на север вплоть до Дмитровского р-на (Михайловское), Купанского (Переяславль-Залесский), Верхней Волги (Юрьевец, Бесково), на запад – до р. Десна под Новгород-Северским (Пушкари) и даже до Друсты возле г. Цесис в Латвии; несколько находок происходят из Верхнего (Можайск, могильник Хотяжи), Среднего (Саввинская слобода, Беседы, Одинцово 7) Москворечья, а также бассейна Пахры (Стрелково).
Крайняя западная находка – в г. Смоленск. Серия находок обнаружена на Оке: городище Тешилов, курганы Кременье и Доброе. Более развитые формы зафиксированы в районе Звенигорода (Волково, Биостанция МГУ), на Истре (Аносино), Рожайке (Пузиково), в Косино, а также есть находки на Верхней Оке и Угре (Пронск, Иваново-поле, Желанье); в верховьях Дона (Прудки 1, Устье 2, Голино 4).
Имеются примеры скрещивания традиций 2 и 1 (пример – кольца из могильников Вишенки на Рузе; Горышкино 1 на Москве-реке). Это наиболее
типологически поздние находки этой традиции (с орнаментальными арочками), относящиеся к началу хронологической стадии 5.
Как видим, находки этой традиции распространены широко. Скорее всего, кольца данной традиции связаны с мастерскими, находившимися в
районе среднего – верхнего течения Москвы-реки.
Может быть, были еще сходные мастерские где-то в бассейне Пахры и на Верхней Оке (на Угре?).
На поздних стадиях развития колец, в конце XII в., производство мастерских этой традиции сильно сокращается (прекращается?). Видимо традиция 2
прервалась на рубеже стадий 4 и 5.
Третья традиция была наиболее продуктивной (рис. 3; 4). Особенность ее оформления – заштрихованная дуга, заходящая на зубчики, в верхней части щитка. Наиболее ранний пример – на кольце из курганного могильника Беседы, которое, видимо, датируется началом XII в. Этот элемент орнамента практически не изменялся на всем протяжении дальнейшего развития. Масса колец этой группы развитых форм найдена в бассейне Верхней Клязьмы, по всему течению Москвы-реки, в бассейнах Пехорки и Пахры, на Рожайке, Угре (Бочарово) и Верхней Оке от Воротынска и Зарайска (Смедово, Дятлово) до Рязани (Борковский могильник) и на
Дону (Бобрик-Гора). Именно с этой линией развития (на развитом этапе) связаны знак “три/четыре точки” и книжный орнамент (рис. 4, 1, 3, 4). Судя
по наиболее ранней находке, мастерскую-родоначальницу можно условно локализовать в районе с. Беседы. Конечно это лишь предварительное суждение, которое может быть пересмотрено.
Украшения третьей традиции были продукцией нескольких мастерских, расположенных в Москворечье. В этом убеждает то, что и геометрические, и
растительные дополнительные орнаменты сочетаются с определяющим стилистическим признаком третьей традиции (“заштрихованная полоса, заходящая на верхние зубчики”). В какой-то из мастерских “третьей традиции” долго сохранялся архаичный признак – полукруглые фестоны на лопастях (в сочетании с другими признаками, указывающими на третью хронологическую стадию, пример – Черемушки). В других мастерских этой традиции данный признак был давно изжит (еще на второй хронологической стадии).
На связи между производителями, носителями разных традиций, указывают единичные находки, совмещающие эти традиции на одном предмете.
В качестве примера можно привести кольцо из группы Горышкино (рис. 2, 3). Для классификации орнаментов височных колец предлагается система номенклатуры (А-Б-В): А) хронологическая стадия; Б) номер традиции;
В) индивидуальные особенности типа.
Всего выделено 26 единиц классификации. Этот список, вероятно, будет дополнен в будущем. Ниже дано описание типов в хронологическом порядке. ...
Окончание следует
Н.А. Кренке
Журнал "Российская археология" № 3, 2014 год. Статья.
#Народы_археология_история_источники